Уретероскопия

Мочекаменная болезнь доставляет массу неприятных и болевых ощущений. Мигрирующие из почек камни остаются в мочеточнике и затрудняют его функционирование. Современные методы диагностики и лечения позволяют избавляться от камней быстро и безболезненно. Одним из таких является уретероскопия.

Метод уретероскопии, особенности конструкции уретероскопа

Уретероскопия: многие люди даже не знают, что это такое. Уретероскопия – современный метод диагностики и лечения мочекаменной болезни. Во время такой процедуры камни из нижней или средней части мочеточника удаляются либо дробятся и выводятся без рассечения тканей.

Это делается с помощью уретероскопа. Его вводят через уретру и мочевой пузырь в мочеточник. Через прибор уролог рассматривает камень, может визуализировать опухоли или сужения канала. Инструмент имеет рабочие каналы, через которые специалист вводит специальные приспособления для дробления и выведения камней.

Конструкцию уретероскопа составляют:

• гибкая или ригидная рабочая трубка;
  • дистальная головка;
  • окуляр;
  • система освещения.

Рабочая трубка содержит внутри волоконную оптику, инструментальный и аспирационный каналы. Совместимость прибора с видеоаппаратурой позволяет выводить на экран каждый шаг обследования или операции.

Показания к проведению уретероскопии

Уретероскопия может проводиться с диагностической либо терапевтической целью. Показаниями для ее проведения являются:

1. гематурия;
  2. новообразования в мочевыводящих путях;
  3. камни и инородные тела в мочеточнике;
  4. необходимость в биопсии опухоли;
  5. стриктуры и сужения уретры.

Противопоказания к проведению процедуры

Основными противопоказаниями для уретероскопии являются активные инфекционно-воспалительные процессы в мочевыводящих путях, проявляющиеся в виде:

• острого уретрита;
  • простатита;
  • цистита;
  • пиелонефрита.

Если процесс инфекционного воспаления хронический, то это не является противопоказанием. Пациент с таким заболеванием проходит курс лечения перед прохождением уретероскопии.

К относительным противопоказаниям относятся:

1. стриктура мочеточника;
  2. уретероцеле;
  3. коксартроз;
  4. крупная аденома предстательной железы;
  5. артифициальный мочевой пузырь;
  6. аневризма брюшного отдела аорты.

При беременности процедуру можно проводить в первом и втором триместрах беременности.

Необходимая диагностика перед уретероскопией

Чтобы убедиться, что для устранения проблемы подходит именно этот метод, пациенту необходимо иметь результаты некоторых исследований:

• клинический анализ крови;
  • количество креатинина и натрия;
  • коагулограмма;
  • радиографическое обследование, которое подтверждает наличие камня (внутривенной урографии или компьютерной томографии с контрастным усилением);
  • общий анализ мочи и ее посев;
  • электрокардиограмма.

В день процедуры необходимо сделать обзорную урографию, чтобы исключить миграцию или спонтанное отхождение камня.

Подготовка к операции

Пациент минимум за шесть часов до начала операции не должен принимать пищу, жидкость, курить. Врач проводит с ним беседу, в которой дает информацию об этапах проведения операции, рисках осложнений, обсуждает возможную необходимость установки стента мочеточника, выполнения дополнительных действий, если весь камень удалить полностью невозможно. Если пациент согласен на операцию, то он дает письменное подтверждение.

Перед операцией необходимо снять украшения, очки, контактные линзы. Для достижения большей гигиеничности – удалить волосы внизу живота, опорожнить мочевой пузырь.

Порядок проведения уретероскопии

Операцию проводит бригада специалистов, которая имеет большой опыт в операциях подобного рода. Виды применяемого наркоза – общий или спинальная анестезия.

Этапы проведения процедуры:

1. наводнение пациента физрастворами, введение антибиотиков;
  2. анестезия;
  3. обработка антисептиком наружного отверстия уретры и инструмента;
  4. введение в мочеточник без разрезов, через мочеиспускательный канал, жесткого или гибкого уретероскопа с видеокамерой, проецирующей изображение на экран;
  5. удаление мелких камней целиком с помощью корзинки или щипцов;
  6. дробление крупных конкрементов ультразвуком, пневматикой, лазером;
  7. удаление отсосом мелких осколков;
  8. установка внутреннего катетера – стента и наружного для дренажа;
  9. перевод пациента в палату для восстановления.

При выявлении камня в мочеточнике процедура проходит с контактной литотрипсией – конкремент дробится до песка или маленьких осколков, которые удаляют во время операции либо они выходят самостоятельно. Эффективным методом дробления самых твердых конкрементов является ретроградная контактная литотрипсия с применением электроимпульсных зондов различного диаметра.

Возможные риски при проведении уретероскопии

Риск осложнений во время и после операции мал и обычно не составляет угрозы жизни пациента. Иногда возникают:

• кровотечения во время процедуры;
  • травма мочеточника;
  • перфорация мочеточника и лоханки;
  • отрыв мочеточника;
  • гематурия;
  • инфекционные осложнения;
  • стриктура мочеточника;
  • проблемы со стентированием.

При выполнении уретероскопии квалифицированными, опытными специалистами возможность осложнений сводится к минимуму. Нужно обратиться к врачу, если наблюдается повышение температуры тела, возникли боли в боку или в области почек.

Наблюдение за пациентами после операции

После проведения процедуры больным не нужен особый уход. При наличии стента хирург указывает в документах сроки его удаления, проведения исследования, подтверждающего полное отсутствие камней и их фрагментов. Он может определить следующие виды диагностики:

1. УЗИ;
  2. обзорную урографию;
  3. компьютерную томографию.

Большинство проводимых процедур называются «хирургией одного дня». Основная часть пациентов возвращаются к обычной жизни уже через один-два дня после уретероскопии.

Уретероскопия и уретроскопия: в чем отличие

Уретероскопия и уретроскопия являются современными эффективными методами исследования мочевыделительной системы. Каждый из них имеет свою цель, инструментарий, область диагностики и лечения.

№п/п Цель исследования Используемый прибор Органы, для которых проводится диагностика и лечение
Уретроскопия Визуальный осмотр и проведение лечебных процедур при заболеваниях уретры Уретроскоп Мочеиспускательный канал (уретра)
Уретероскопия Диагностика и лечение патологий мочеточника –  уретера. Чаще всего назначается при мочекаменной болезни. Уретероскоп Мочеточник (уретер) начальные отделы почек (лоханки)

Уретероскопия в Москве

Услуга процедуры уретероскопии доступна пациентам клиники в Москве. Наши врачи имеют высокую квалификацию и большой опыт в проведении операций данного вида. Они выполняют уретероскопию безболезненно, нетравматично, эффективно. Для диагностики используется современное точное оборудование. Цены на медицинские услуги у нас являются довольно демократичными.

Андролог, Врач ультразвуковой диагностики, Онкоуролог, Уролог

Касатонова Елена Владимировна, уролог

Андролог, Нейроуролог, Уролог

Мельник Ярослав Игоревич, врач-уролог, андролог