Лечение климакса

Климактерический период (климактерий) представляет собой переход из репродуктивной фазы жизни женщины к фазе старения и охватывает возрастной период от 45 до 60 лет. Основные перестройки происходят преимущественно в репродуктивной системе: главным образом отмечается постепенное снижение функции яичников, в связи с чем прекращаются менструации и «отключается» способность к зачатию. В связи с эндокринными изменениями пациентки вынуждены адаптироваться к новому состоянию. Методы современной гинекологии позволяют существенно повысить качество жизни женщины, снизить отрицательные проявления климактерического периода, в том числе предупредить развитие более поздних сердечно-сосудистых, обменно-метаболических и неврологических нарушений. Регулярные консультации с гинекологом и плановые осмотры помогут своевременно диагностировать начало переходного периода и подобрать эффективное лечение климакса.
Лечение климакса в Москве

Нормой считается наступление климакса в возрасте около 45 лет. Ранним климактерическим периодом считается наступление первой фазы до 40-42 лет. Поздним — после 55 лет.

Причины возникновения

Наступление климактерия — естественный физиологический процесс, с которым сталкивается каждая женщина. Основной причиной климакса у женщин является постепенное прекращение менструальной, а следом и гормональной функции яичников на фоне общих возрастных изменений в организме. Этот процесс неразрывно связан со старением корковых нервных центров и гипоталамических структур, которые отвечают за деятельность гипофиза и яичников.

В данном периоде выделяют 3 фазы:

• пременопауза — начинается проявлением первых симптомов климакса и заканчивается последней самостоятельной менструацией;
  • менопауза — устанавливается, если с момента последней менструации проходит не менее 12 месяцев;
  • постменопауза — начинается с момента установления менопаузы и длится, в среднем, до 65-69 лет.

Причинами раннего климакса (до 40 лет) являются первичные эндокринные нарушения, связанные с переходным периодом, которые могут быть индивидуальны для каждой пациентки. Способствуют раннему наступлению менопаузы:

• частые повторные роды;
  • аборты;
  • операции на матке, яичниках, маточных трубах;
  • аутоиммунные заболевания;
  • получение курса химиотерапии при лечении онкологии;
  • длительная лактация;
  • курение (токсичные вещества из табака разрушают фолликулярный аппарат яичников);
  • голодание;
  • стрессы.

Причиной позднего климакса часто является прием гормональных контрацептивов. Также с ним сталкиваются пациентки, у которых диагностирована миома матки, гипертоническая болезнь и другие заболевания.

Симптомы и признаки климакса у женщин

С наступлением переходного периода в работе организма происходят существенные изменения, которые отрицательно сказываются на самочувствии пациенток: их физиологическом и психологическом состоянии. Кроме того, снижается общий иммунитет, могут обостриться хронические заболевания. При обнаружении необычных симптомов, а также проявлений, характерных для климакса, необходимо записаться на прием к гинекологу и, при диагностировании менопаузы, соблюдать регулярность посещений специалиста не реже 2 раз в год.

Первые симптомы и признаки начала климакса у женщин во многом схожи как для раннего, так и для позднего периода: происходит нарушение менструального цикла, беспокоят мигрени, повышенная утомляемость и раздражительность, наблюдается ухудшение качества кожи и волос.

При раннем наступлении менопаузы пациентки могут обращаться к гинекологу за лечением бесплодия или аменореи. При долгом не наступлении климактерического периода (продолжение менструаций в 50 и более лет) важно не только обследование у гинеколога, но и исключение возможного течения онкологических заболеваний.

Характерные симптомы наступления климакса:

• расстройства менструации — особенно часто наблюдаются после 40 лет;
  • приливы жара;
  • увеличение потливости;
  • беспокойный сон, бессонница;
  • тахикардия;
  • сухость слизистых половых органов;
  • дискомфорт во время интимной близости;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • боли неясного характера в мышцах, костях, суставах;
  • в ряде случаев пациентки отмечают забывчивость и ухудшение интеллектуальной деятельности;
  • снижение либидо;
  • развитие депрессий и фобий.

Диагностика и способы лечения

В процессе диагностики при климаксе для подбора эффективного лечения собираются сведения о наличии характерных симптомов, нетипичных выделениях (дисфункциональных маточных кровотечениях во время менопаузы), возможных болях. После осмотра и сбора анамнеза гинеколог устанавливает фазу протекания климактерического периода, наличие климактерического синдрома (осложненного течения с ярко выраженной симптоматикой). Особое внимание отводится перенесенным заболеваниям, которые также могут способствовать развитию осложнений в период менопаузы. По показаниям лечащий врач может рекомендовать консультации других специалистов: эндокринолога, уролога, маммолога.

К методам, назначаемым в рамках диагностики, относятся:

• тесты функциональной диагностики яичников;
  • количественное определение стероидных гормонов;
  • анализ на гонадотропины.

Лечение климакса у женщин — комплекс средств, направленных на улучшение физического и психологического состояния пациентки. Оптимальный вариант терапии подбирается в процессе наблюдения и регулярных контролей с учетом специфики и степени тяжести проявляемых симптомов, а также наличия сопутствующих заболеваний. Для лечения женского климакса используют гормональные и негормональные препараты. Необходимость гормонозаместительной терапии определяется строго по показаниям лечащего врача, так как не всегда является актуальной. Вместе с приемом медикаментов рекомендуются физиотерапевтические средства, гимнастика, нормализация рациона питания, а также дополнительный прием витаминов.

Врачи-гинекологи Клиники мужского и женского здоровья «ДеВита» имеют большой опыт в лечении раннего и позднего климакса, помогут вам в самом начале справиться с тяжелыми проявлениями менопаузы (жар, тахикардия, сухость, зуд, жжение в интимной области), а также нормализовать состояние здоровья и повысить качество жизни при нормальном течении климактерического периода.

Сколько стоит лечение климакса в гинекологии ЮАО и ЮЗАО Москвы

Цены на лечение климакса в клинике «ДеВита» вы можете уточнить по телефону +7 (495) 319-90-36. Медицинский центр находится недалеко от станций метро Севастопольская и Чертановская. Онлайн-запись работает круглосуточно. Вы можете составить наиболее удобный график посещения специалистов и получать терапию в комфортном режиме без очередей и долгого ожидания. В деликатный период перестройки организма мы поможем вам справиться с неприятными ощущениями и продолжать полноценную жизнь.

Гинеколог, Консультант

Гапонова Наталья Михайловна

Елисеев Денис Эдуардович, уролог, гинеколог

Гинеколог, Уролог