УЗИ после родов

Содержание:

В послеродовый период, который длится до 6 недель от момента рождения ребенка, женщине необходимо повышенное внимание уделять своему здоровью. Роды – это стресс для организма, весьма травмирующий процесс, и во избежание последующих осложнений акушер-гинеколог порекомендует выполнить УЗИ матки, так как этот орган подвергался самым сильным изменениям во время всего срока беременности, а также процесса родов, и должен правильно восстановиться.

Что происходит с маткой?

Во время вынашивания ребенка матка увеличивается в своем объеме, а также размерах многократно – в 500 раз и больше, набирая вес с 50 граммов до килограмма. Под давлением массы тела ребёнка, а также с развитием плаценты, матка меняет свою форму и растягивается. А сразу после родов она начинает сокращаться обратно, наиболее интенсивно – в первые дни.

Одновременно с изменением формы происходит возвращение матки на анатомически правильное для нее место в малом тазу женщины, ведь на последних сроках беременности она занимала собой все пространство в объеме брюшной полости.

А еще на УЗИ малого таза непосредственно после родов необходимо оценить массу матки: она снижается. Форма из круглой постепенно становится грушевидной, какой она являлась до наступления беременности и самого процесса родов.

Как проводят УЗ-исследование после родов

После окончания родов, в матке больше не осталось амниотической жидкости. Поэтому перед УЗИ, которое выполняется в роддоме, врач рекомендует наполнить как следует мочевой пузырь, чтобы немного приподнять матку и улучшить визуализацию органа для более точной оценки специалистом. Чтобы достаточно заполнить пузырь, необходимо выпить примерно полтора-два литра теплой воды. Если же есть причина для срочного обследования, и ждать нет возможности, мочевой пузырь заполнят жидкостью через специальный катетер.

Ультразвуковое исследование в ближайшее после родов время осуществляется установкой датчика на брюшную стенку: матка еще очень большая, трансвагинальное УЗИ (доступом через влагалище) не покажет объективной и точной картины.

Процедура обследования занимает около тридцати минут. Женщина располагается на спине.

узи матки

Что покажет УЗИ матки после родов

Диагностика состояния матки, а также органов малого таза, после прошедших родов выполняется для обнаружения вероятных нарушений, которые способны привести к осложнениям. Врач анализирует и изучает состояние здоровья женщины по нескольким параметрам:

Результаты УЗИ после естественных родов

После того, как ребенок появился на свет через естественные родовые пути, диагностика состояния малого таза ультразвуком назначается от второго до четвертого дня. Если роды протекали с осложнениями или существует опасение, что есть разрыв стенки матки, УЗИ проведут в неотложном порядке. Визуально в норме матка будет иметь определенную форму, близкую к шаровидной. Непосредственно после родов она будет расположена в средней области малого таза. Если у женщины родились двое детей или больше, а также при рождении одного крупного ребенка, матка будет немного сдвинута к нижней части малого таза.

Если проводить исследование несколько раз за короткий промежуток времени в послеродовом периоде, то возможно проследить, как уменьшается вес сокращающейся матки и как она сужается. Уменьшение органа и его смещение к месторасположению, которое было до родов, проходит понемногу. Нормой изменений является сдвиг на 1–2 см каждый день. По массе матка теряет в первые несколько дней (до недели) приблизительно половину (около 450–550 г). В дальнейшем снижение веса становится более плавным, постепенным: около 100 г в неделю, до нормативных 95-100 г, которые были до родов.

узи матки после родов

Результаты УЗИ после кесарева сечения

После родов, которые были проведены кесаревым сечением, восстановление детородных органов занимает большую продолжительность времени в силу того, что масса и общие размеры матки с учетом оперативного вмешательства расширяется и прибавляет массы примерно на 40%, если сравнивать с натуральными родами. Во время выполнения ультразвуковой диагностики, врач может увидеть гематомы небольших размеров, которые являются очагами кровоизлияния в области рубца, образованного на месте операции. Подобные очаги не являются опасными, однако вполне способны ухудшать прохождение ультразвука от датчика к органу и обратно. А если рубец отекает, то такое явление может быть признаком начала воспаления в полости матки, эндометрии.

После того, как роды были проведены кесаревым сечением, масса матки уменьшается приблизительно на 200–250 г в течение первой послеродовой недели. К изначальным значениям веса орган возвращается, как правило, через два месяца. В плане формы органа: вид, который был до родов, он приобретает не раньше, чем к середине или концу второй недели после операции. Стандартные, базовые значения измерений (длина, ширина, а также передне-задний размер) тем же образом запаздывают в параметрах, если сравнивать с теми же при родах через естественные родовые пути. После оперативного проведения родов врач непременно проведет крайне тщательное ультразвуковое исследование яичников, вен и артерий этой области, чтобы быть уверенным, что их целостность не была нарушена.

Какие бывают осложнения

Проведение УЗИ малого таза практически сразу после родов обеспечивает обнаружение некоторых возможных проблем, которые, если их вовремя не устранить, вполне способны перерасти в серьезные, требующие лечения осложнения. К самым часто встречающимся нарушениям, которые специалист может увидеть во время процедуры УЗИ, относятся:

1. наличие остаточных сгустков крови, которые свернулись в маточной полости, или фрагментов плаценты. Если таких фрагментов накопилось достаточно, они мешают оттоку нормальных послеродовых выделений, что приводит к воспалительным заболеваниям или даже кровотечению из матки. Для того, чтобы устранить остатки из матки, врач, как правило, назначает вакуумную аспирацию (то есть удаление) содержимого полости;
  2. недостаточная активность сокращений мышц матки. Такое состояние врач заподозрит, когда замеры органа не соответствуют стандартным значениям. Исправлению ситуации будет способствовать назначение определенных препаратов;
  3. воспалительные явления слизистого слоя полости матки (так называемый эндометрит). Основанием для развития заболевания, как правило, является присоединение бактериальной инфекции. Патологические микроорганизмы попадают в полость органа из половых органов в том случае, если незадолго до родов была нарушена микрофлора влагалища или не проведена его санация (очищение).

УЗИ матки после выписки из роддома

Повторное или так называемое контрольное обследование новоиспеченная мама должна пройти по месту своего проживания, в неукоснительном соответствии с рекомендациями врача при выписке. Однако может потребоваться экстренное обследование. Показаниями для него будут следующие состояния и признаки:

Важно знать, что если ультразвуковое исследование не выполнялось в то время, когда женщина находилась в родильном отделении, необходимо обратиться к врачу для консультации и проведения УЗИ самостоятельно, даже если тревожные симптомы и не беспокоят.